И свели нас, родных, белые березы Шафраново! - 2

Человеческая жизнь не исчезает бесследно. У человека есть продолжение. На белом свете даже травинка случайно не всходит, а уж человек не появляется без рода. У каждого младенца есть родная земля, где капнула кровь от пуповины, мать, родина, родственники. Где капала кровь, там осталась память. Именно с этой благородной целью редакция газеты "Кызыл тан" начала акцию по поиску родственников 353 воина, умерших от ран в госпитале Шафраново и похороненных рядом в Братском кладбище.
Не прошло много времени с начала акции, надгробные камни, хранившие молчание более 60 лет начали раскрывать свои тайны.
Наша акция вышла за пределы республик Башкортостана и Татарстана. Итак, к акции "По следам оборванных жизней" присоединились области и города: Республика Чувашия, Ивановская область, Пензенская оласть, Краснодарский край, Нижегородская область, г. Санкт-Петербург, г. Москва, Республика Беларусь и др.
В июне мы нашли Ялаловых из Актанышского района и показали им могилу их деда в Шафраново. Они жили рядом с Башкортостаном и долгие годы не знали где похоронен их дедушка Мухаметхан. Ялаловы остались очень благодарны газете "Кызыл тан". Чувство удовлетворенности на их лицах от того, что они могли поклониться могиле воина-деда, сверкающие на счастливых глазах слезинки от того, что они смогли заполнить пустоту в цепочке поколений, бесконечные слова благодарности окрылили нас продолжить начатое дело. Вскоре из редакции в разные уголки бывшего СССР — Украину, Белоруссию, Казахтсан, Узбекистан, Таджикистан, Молдову и области России, напоминая еще раз о дружбе народов тех лет, как голуби мира, полетели письма. В письмах мы попросили руководителей республик, областей участвовать в акции, помочь найти родственников, похороненных воинов в Шафраново.
...Вот еще один архивный документ воина из Актанышского района, похороненного в Шафраново. "Фактеев Смагиль, курсант. 1905 г. р. — 11. 06. 1943 г. Актанышский район, д. Али. Жена — Немахамдисафа." В Актанышском районе с похожим названием есть деревня Новое Алимово. Естественно, первым делом позвонили туда. В сельском совете нам сказали, что в их деревне нет людей с фамилией "Фактеев".
— В архивных записях имеют место орфографические ошибки. Возможно эта фамилия правильно произносится как Фатхиев.
— Да, такие есть. Вот по этому телефону попробуйте узнать.
Сразу же набираем этот номер. Трубку поднял пожилой мужчина по имени Фанис.
— Братья Фатхиевы ушли на войну трое. Я сын младшего из них. Моего отца звали Абугали. Насколько мне известно, у них не было брата по имени Исмагил. Также у нас нет снохи Минихамдисафа. Я дитя военного времени, запомнил бы. Не забуду же человека!
После слов Фанис абыя, искать в их семье Фатхиева Исмагила не имело смысла. Да еще в книге памяти Актанышского района из деревни Новое Алимово не указана такая фамилия. Поиски зашли в тупик. Хотели обратиться в военный комиссариат. Но не успели, снова пришла в помощь редакция Актанышской районной газеты. Юсуф Хузин долгие годы работал в редакции, он собирал всю информацию о ветеранах войны и в таких делах знает толк. Он долго листал книгу памяти и наткнулся на "след" Исмагила. В книге была такая запись: "Фатхутдинов Исмагил. Родился в д. Аеш. В 1941 году мобилизовался из Актанышского военного комиссариата. Умер в 1943 году. Похоронен в пос. Шафраново БАССР".
— Видимо, в написании названия деревни допустили ошибку. Он должен быть из деревни Аеш. Позвоните председателю Аешовского Совета ветеранов. Он должен знать, — Юсуф ага дал другой телефонный номер.
Асгат абый Галиев, председатель Совета ветеранов, знает поименно всех, кто участвовал в Великой Отечественной из деревни Аеш. По телефону мы объяснили ему суть дела.
— Дети, близкие родственники Фатхутдинова Исмагила в наших краях давно не живут. После войны они уехали в Свердловскую область. В Аеше живет их дальний родственник — Равис Гильманов. Если они знают что-нибудь о детях Исмагила, я вам сообщу. Завтра же созвонимся.
На следующее утро позвонили из редакции "Актаныш таћнары" и продиктовали нам адрес младшей дочери Фатхутднова Исмагила. Асгат абый, еще вечером позаботился об этом и сообщил главному редактору.
А адрес был такой: Башкортостан, город Мелеуз...
Это просто случайность? ! Скорее набираем номер телефона Разии Уметбаевой. Трубку подняла Разия апа.
— Да, я — Разия. Девичья фамилия — Исмагилова. — Разия апе тоже рассказали о нашей акции.
— Разия апа, вас нашли через вашу родину. Вы знали, что могила вашего отца находилась в Шафраново?
— Нет, не знала. Мы с матерью и братьями, когда мне исполнилось 10 лет, переехали в Свердловскую область. После этого про отца ничего не знали. Об этом с родственниками тоже разговора не было.
— Разия апа, не хотите посетить место, где нашел вечный покой ваш отец? В рамках нашей акции можно организовать поездку туда.
— Хвала вам Аллаха, очень хочу увидеть могилу отца. С годами задумываешься о своих корнях. Невозможно жить как дерево без корня. Видимо Богу так угодно было, находить в старости лет могилу отца... — прощебетала Разия апа в трубку.
В ее словах ощутилась некоторая недосказанность, но так как это не телефонный разговор, мы назначив дату поездки в Шафраново попращались.
Пятница, с утра летний день оказался плаксивым. Мы на машине редакции выехали в путь. По дороге Разия апа рассказала нам о своей жизни, о родственниках и поделилась с теми скудными воспоминаниями об отце.
Они выросли в семье трое детей. Старший сын Исмагила Мулланур родился от первой жены в 1932 году. Первая жена умерла до войны. И Исмагил женился на Минихамдисафа. Она родила ему в 1938 году сына Фависа, а в 1940 году появилась на свет Разия.
— Раньше фамилии в свидетельствах писали как умели. У брата Мулланура фамилия была Фатхутдинов. Фависа записали Исмагилов. Мама Фатхиевой была. Меня тоже Исмагиловой записали. Жили в одной семье с тремя фамилиями. Хорошо, что с получением похоронки отца нам начали выдавать пенсии. А сейчас не дали бы...
— Значит, у матери была похоронка. А там не указано было место, где похоронен ваш отец?
— Не знаю. Может и было. Но в те времена никто по похоронке не искал могилы. Главная задача была — выжить. Вот и нашей маме было не до этого. Мы тоже не спрашивали об отце у матери, скорее некогда было. Она работала с утра до ночи. Потом мы привыкли да и как-то забылось... Мама умерла в 1991 году. 87 лет прожила. Жила с семьей Фависа. Я каждый год к ней ездила повидаться. В семье старший человек — объединяющее звено родственников. После ее кончины редко бываем в Дегтярске.
Дегтярск — город, где выросла Разия апа. После войны Минихамдисафа с детьми переехала именно сюда. Здесь жила се старшая сестра и она, пожалев еле сводившую концы с концами сестру, позвала жить к себе. В это время Разия училась во 2 классе. Им присоединилась еще двоюродная сестра Нагима со стороны мужа Хамдисафы. Комната, где они жили была малюсенькая: всего 12 квадратных метров. И в этих квадратах поместились 12 душ, жили дружно, храня родственные узы, как самое дорогое богатство.
— Мы вынуждены были покинуть деревню. Голодали, хлеба не было. До 2 класса почти не знала, что такое хлеб. Питались травой. Приехали в Дегтярск, а я на русском языке даже на хлеб и соль не знала. Но в этом же году пошла в школу. Семь лет училась, потом поступила в строительный техникум в Свердловске. После окончания по распределению приехала в город Мелеуз работать в ЖБК. Даже не думала отказаться, родные края ведь! Это был 1961 год. В этом же году с мамой побывали в родной деревне. После этого я там ни разу не была...
Прошло много лет, много зим. После 1961 года в Аеше в семье Фатхиевых многое, наверное, изменилось. И двенадцать родственников, которые жили в Дегтярске как одна семья, судьба разбросила в разные стороны.
У Разия апы родных братьев уже нет в живых. Старший брат Мулланур 2 года назад перешел в другой мир. У него были сын и дочь. Сын еще в 1994 году скончался от тяжелой болезни.
— Мулланур абый часто вспоминал отца. Он был старше нас, он больше знал его. Все время скучал по нему. Всегда говорил, что надо попытаться найти могилу отца, хоть какую-нибудь информацию. Но последние 7 лет он тяжело болел и не мог сделать этого.. У нас даже фотографии отца нет.
Фавис абый умер давно, в 1981 году. Он также помнил отца столько же, сколько и я.
Когда вы мне сообщили, что мой отец похоронен в Шафраново, на поверхность памяти всплыли какие-то отрывки воспоминаний. Запомнилось: я еще маленькая была, папа взял меня на руки и прижал к груди. Но точно не знаю, случилось это на самом деле или это плод моего воображения? Никогда я об этом ни у кого не интересовалась. Кажется, он приехал к нам с войны, у него ноги болели, сильно отекали. И скоро он, видимо, уехал в госпиталь, оттуда не вернулся. Вот так мне запомнилось.
Разия апа повидать могилу отца поехала одна. В будущем она туда будет ездить с мужем Ишбуллой, с детьми, с внуками. К ним присоединятся двоюродные братья, сестры. И вот теперь стало понятно нам, почему Разия апа говорила, что "с годами задумываешься о своих корнях. Невозможно жить как дерево без корня". Чтобы родовое дерево приносило плоды, надо проверять корни.
Когда в Аеше Асгат Галиев обратился к родственникам Фатхиевых с нашей просьбой и в этот миг будто мощный механизм пришел в движение: редко видевшиеся родственники спешат сообщить друг другу новость по телефону. Зазвенел телефон и в доме Разия апы.
— Вы меня еще не забыли? Вы еще меня помните? – воскликнула Разия апа по телефону родственникам из Аеша.
— Не забыли, всегда вспоминаем, в гости ждем, приезжайте, — отвечают ей.
— Я родилась под счастливой звездой. Моя жизнь, слава Аллаху, шла по прямой линии. Поездка в Шафраново взбудоражила душу, как будто на родине побыла. Даст Бог, в родную деревню тоже обязательно поеду, — пообещала Разия апа и нам.
Шафраново свело вас родные, в Аеше встречайтесь!
Ландыш Абударова.
Уфа — Шафраново — Уфа.
-
-
30.09.2014
Авыллар элеккедән дә матуррак булачак
-
-
30.09.2014
Картлар йортларын – бизнес карамагына
-
-
30.09.2014
Торналардай күккә аштылар
-
-
30.09.2014
“Бер кулымның юклыгын сизмим дә”